?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Намедни по совету одного приятеля посмотрел художественный фильм "Контрибуция". Режиссер Сергей Снежкин, сценарист он же. Другу моему фильм несказанно понравился, поэтому я, будучи знаком с его вкусами, заранее уже не ждал шедевра, а прочитав в Википедии про Снежкина, тем более не ждал. Но результат превзошел все мои неожидания.

Сюжет кина любовнотреугольный (точнее, четвероугольный) и одновременно детективный, и одновременно пафосно-историко-патриотический в духе нынешнего гибридного красно-белого патриотизма лубянского разлива. Сюжет вкратце изложен в саркастичной рецензии Натальи Курчатовой, и там же дана верная оценка сего шедерва. Но можно добавить несколько слов и от себя. Итак, конец 1918 года. Начинается кино с нелепой постельной сцены под грохот артиллерийского обстрела наступающими белыми города, уже оставленного красными. Зачем, спрашивается, белым обстреливать оставленный неприятелем город, расходуя бесценный в их положении (тотальная нехватка всего) боезапас? И по кому они вообще стреляют?

Участник постельной сцены актер Носков, он же коммунист и следователь рабоче-крестьянской милиции Мурзин, вскакивает, смотрит на оконный термометр и, обращаясь к своей постельной подруге Вере, замечает: на столбике минус 27 градусов по Цельсию, а по воинскому уставу-де запрещено вести боевые действия при минус 25-ти, ибо смазка в оружии замерзает. Тут можно придраться, что шкала Цельсия была в те года в России не особо популярна, и даже еще в 20-х годах, при советской власти, температуру в быту меряли по Реомюру. Но это уже мелочи. Запомним только, что на дворе 27 градусов мороза.

Дальше в город входит белая армия генерала Пепеляева. У Снежкина генерал показан как золотопогонный красавчик в мундире с ленфильмовской иголочки (в фильме есть момент, когда он даже раздумывает вслух, в каком мундире ему принимать местных купцов - в простом или парадном, то есть не просто с погонами, а еще и с аксельбантами и прочими штучками), рассыпающийся в любви к России и монархии. Однако, как следует хотя бы из статьи о нем в Википедии, Пепеляев был "сибирский областник", то есть по политическим убеждениям эсэр (социалист-революционер) и сторонник отделения Сибири от остальной России, т.е. по сути сепаратист. Это что касается любви к России и монархии. Что касается золотых погон с вензелями: на фотоснимке 1918 года генерал Пепеляев запечатлен в простой армейской робе без погон, ибо, как пишут, он погон вообще не жаловал, и пепеляевцы их в принципе не носили. Аксельбанты вообще упразднены еще в 1917-м. И что, дураку Снежкину трудно было заглянуть в Википедию?

Между тем, красный следователь Мурзин, не успевший слинять из города, попадает сперва в подвал белой контрразведки, а оттуда в расстрельный список, и Вера бежит вымаливать для него помилование у генерала, и вот тут оказывается, что у них когда-то была неземная умопомрачительная любовь, о чем они тут же в приемной генерала, на глазах присутствующих, начинают горячо препираться, обращаясь при этом друг ко другу на "ты"! - каковой сценой глупый невежа Снежкин показал незнание элементарных законов приличия, принятых между воспитанными людьми даже и сегодня, не то что во времена, когда дворянство еще задавало в обществе тон, и когда даже супруги при посторонних обращались друг к другу исключительно на "вы", и вообще было принято сдерживать свои чувства. При этом дамочка, пришедшая просить всевластного командующего о том, чтобы ее мужика не расстреливали, ведет себя неестественно вызывающе (сдается, что в подобных обстоятельствах люди ведут себя иначе, не так, как фантазируется Снежкину), кидается в генерала театральными укоризнами, на что генерал тоже театрально изображает из себя мучительно влюбленного, борющегося со своими чувствами невольника чести, и т.д., в какой-то момент барышня даже пытается застрелить растерявшегося Пепеляева, но его спасает замерзшая в пистолете смазка (тут мы опять слышим фразу про то, что по уставу нельзя воевать при минус 25-ти)... в общем, цирк, да и только.

При генерале ошиваются два типа - начальник контрразведки, почему-то в черной, как у корниловцев, форме, и якобы приставленный Колчаком шпионить за генералом некий говорливый капитан (т.е. по-нынешнему майор) вообще в кителе британского покроя и почему-то красного цвета! (А, ну все понятно: художник по костюмам - Инесса Снежкина.) Оба ведут себя развязно и постоянно дерзят своему командующему, который юношески терпеливо сносит их выходки. Впрочем, с Пепелявым запанибрата в фильме практически все, включая денщика, который за чисткой генеральских ленфильмовских мундирчиков роняет даже в лицо его превосходительству фразу, что мол, "это же не мы красных из Перми выбили, а они сами отсюда сдристнули". Каково! Видимо, старый дурак Снежкин просто не может себе представить, что с молодым 27-летним генералом, несмотря на его молодость, подчиненные могли и должны были говорить как-то иначе и даже совсем по-другому. Ибо в царской России уважались чины и - даже больше чинов - сословное воспитание, а отнюдь не биологический возраст. И это не говоря уже об армейской субординации. И хотя революционные новшества сильно распустили русских людей, в том числе и в сфере человеческих взаимоотношений, однако в белых армиях, как впрочем и в красных, дисциплина поддерживалась строго. В данном случае глупость Снежкина-сценариста, вероятно, совершенно неосознанно (впрочем, дураки все делают неосознанно), отрыгнула в лицо зрителю чисто позднесоветской бытовой геронтофильской закваской.

Впрочем, хамят вообще все всем. Чем дальше, тем больше экранное действие превращается в какой-то разнузданный балаган, насыщенный опереточными диалогами и достигающий апогея, когда на сцене появляются местные богачи, с которых генерал Пепеляев в фильме собирается содрать "контрибуцию", и которые, в отличие от самого генерала, являются фигурами уже совершенно вымышленными. Сии миллионщики, которых по сюжету буквально накануне белые вытащили из чекистских подвалов, являются на прием к белому полководцу разряженные, словно прямиком с ресторанного кутежа, а единственная среди них купчиха (актриса Боярская) разодета как парижская кокотка, в тюрбане с перьями, серьгами до плеч и т.д., и все это в только что оставленной большевиками Перми 1918 года, при морозе 27 градусов по Цельсию! Вся эта теплая компашка неистово кривляется перед пригласившим их командующим, а заодно и перед зрителем, сыплет руганью и остротами, крутит кукиши (буквально), дескать, на-кось, выкуси, не дадим тебе денег. Потом следует нелепейшая, глупейшая, пошлейшая сцена из серии "покажисиськи", в которой увенчанная страусиными перьями и в шубейке на голое тело, предъявленное в ключевой момент во всей красе, купчиха Боярская пытается соблазнить красавчика генерала, на коего еще утром положила глаз, и в которой (сцене) генерал проявляет стойкость, не слишком впрочем удивительную, учитывая, что, судя по декорациям, отважному воину просто-напросто при всем желании негде было бы прилечь с губернской Клеопатрой в занятом под штаб доме, набитом адъютантами, денщиками, истопниками и часовыми, и из которого накануне по приказу самого генерала выбросили единственную кровать.

Следом начинается собственно детективная, с закосом под Агафью Кристи, часть сей костюмированной клоунады, когда на утро, после того, как вновь прибывшие под конвоем богатеи пытаются провести полководца за нос, буквально прямо из-под этого же носа исчезает драгоценный бриллиант, пожертвованный накануне сексуально отвергнутой богачкой на благое дело борьбы с большевизмом. На сцену является едва не расстрелянный красный следователь Мурзин, который и ищет пропажу до конца фильма, не забывая при этом поминутно качать права и разражаться по любому поводу пафосными, преисполненными невыносимого благородства речугами, т.о. давая понять зрителю, кто на самом деле главный герой фильма.

В этой последней, осененной присутствием гениального красного сыщика Мурзина, части, не вдаваясь в детальное обличение всех мелких несуразностей сценария, можно отметить три крупных ляпа, прямо бросающихся в глаза, один исторический и два чисто технических.

Первый ляп: когда Мурзин, еще не успев подсушить обмоченные у расстрельной стенки портки, сходу начинает качать права, он между прочим требует, чтобы ему принесли закуски и коньяку; проголодавшиеся с утра купцы наперебой и с отвратительными ужимками требуют, чтобы им тоже позволили заказать "в трактире у Самсонова" разной жратвы (кофе со сливками, ветчины, паюсной икры и т.д). Рассерженный генерал напоминает купцам, что они не в ресторане, а под арестом, короче не дозволяет. Тут хочется спросить: откуда вообще в декабре 1918 года в только что освобожденной от красных Перми трактиры, тем более с ветчиной и паюсной икрой?! Снежкин что, никогда не слышал про "военный коммунизм", про то, что во время гражданской войны на всех территориях, захваченных большевиками, частная торговля немедленно запрещалась, все частники "экспроприировались", а за нарушение запрета людей расстреливали как "злостных спекулянтов", что, собственно, и привело к знаменитой разрухе? Не было никаких трактиров в Совдепии вплоть до начала НЭПа, и вкусно пожрать могли только красные "товарищи", которым в зависимости от ранга в их бесовской иерархии полагался тот или иной паек, куда только и могла входит ветчина, паюсная икра и кофе со сливками. Вот они-то, комиссары, и жрали в три горла, а остальное население, включая и бывших миллионщиков, если тем удалось как-то избежать смерти в чекистских подвалах, сосало, мягко говоря, лапу.

Второй ляп: когда главный злодей, будучи разоблачен гениальным товарищем Мурзиным, наконец дает деру и выпрыгивает в окно, он у всех на глазах угоняет генеральский автомобиль. И уж тут, кажется, любому дураку, даже Снежкину, должно быть известно, что автомобиль на 27-миградусном морозе с полтычка завести нельзя, особенно нельзя было в те стародавние времена, когда автомобили заводились при помощи рукоятки, которую шофер вставлял спереди и крутил руками.

Третий ляп: как выясняется в самом конце, главный злодей, похитив бриллиант, привязал его к хвосту почтового голубя, коего выпустил в окно. Это выясняет тот же проницательный тов.Мурзин, найдя в портфеле злодея голубиное перышко. Из чего следует, что вплоть до самой кражи злодей таскал голубя несколько часов в портфеле зажатым в кипе бумаг. О том, что голубь при таком обращении издох бы прежде, чем настал его звездный час, затейливый выдумщик Снежкин, похоже, не догадывается так же, как и про автомобиль на морозе в предыдущем случае. Не говоря уже о том, что незаметно выпустить голубя из окна, да и просто открыть окно, когда и дом, и двор, и улица забиты поднятыми по тревоге людьми, невозможно.

В общем и целом, фильм "Контрибуция" режиссера Сергей Снежкина - классическое унылое говно, УГ. Нужно заметить, что этот шедерв вышел на экраны не далее, как в прошлом, 2016-м году, и видимо снят к нынешнему юбилейному году. Учитывая, что сюжет слеплен по давно отработанной нынешним официальным и особенно полуофициальным агитпропом "красно-белой" схеме а-ля Проханов & Ко, можно смело утверждать, что это просто контрибуция режиссера Снежкина в идеологическую копилку Кремля и засевшей в нем необольшевистской верхушки, как видно не на шутку взявшейся возродить советский патриотизм в реформированном, подкрашенном сусальным золотом славянофильских грез и имперского величия, виде. К сожалению, как говорит французская пословица, чем больше что-то меняется, тем больше оно остается тем же самым. Или, как говорит русская пословица, хрен редьки не слаще. Можно не сомневаться, что таких ужасных фильмов, подобных "Контрибуции" заказных халтурных псевдопатриотических лубков, будет снято еще множество, как уже было снято за последние 10-15 лет. Маховик необольшевистской пропаганды только набирает обороты.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
angel88sky
Jan. 27th, 2017 02:04 pm (UTC)
Адъ
Поэтому я смотрю перестроечные фильмы, там полный безперспективняк :)
Как в жизни
Злобный Стерх
Feb. 15th, 2017 02:38 pm (UTC)
Re: Адъ
А я никакие не смотрю, поэтому и нервных заболеваний не испытываю.
(Anonymous)
Jul. 16th, 2017 07:20 pm (UTC)
Очередной ляп в фильме
В самом конце фильма "капитан" выхватывает револьвер.
Его пытается остановить штаб-ротмистр и тоже выхватывает револьвер.
Непонятно, для чего тогда офицеры на протяжении всего фильма носят шашки. В даном случае более естественно для офицера действовать шашкой.
Вспомните убийство Столыпина в киевской опере.
ps_human
Nov. 7th, 2018 07:30 am (UTC)
Хехе, всё отношение автора к фильму складывается исключительно из-за его ненависти к большевикам. Если бы не пассаж: ""военный коммунизм", про то, что во время гражданской войны на всех территориях, захваченных большевиками, частная торговля немедленно запрещалась, все частники "экспроприировались", а за нарушение запрета людей расстреливали как "злостных спекулянтов", что, собственно, и привело к знаменитой разрухе? Не было никаких трактиров в Совдепии вплоть до начала НЭПа, и вкусно пожрать могли только красные "товарищи", которым в зависимости от ранга в их бесовской иерархии полагался тот или иной паек, куда только и могла входит ветчина, паюсная икра и кофе со сливками. Вот они-то, комиссары, и жрали в три горла".

То можно было посчитать претензии адекватными. Думаю, автору не нравится то, что белую сволочь в фильме показали как белую сволочь, а красных - вообще не показали, а их дела показаны в положительном ключе.
( 4 comments — Leave a comment )